Учитель тот, кого ученики помнят всю жизнь

100

 

Фото из архива Т. Степченко

Совсем недавно, в конце прошлого года, в редакции «Степного маяка» был издан 84-х страничный сборник «Воспоминания о школьном учителе», посвященный памяти Анатолия Николаевича Степченко, Заслуженного учителя школы РСФСР. Автором-составителем сборника является его дочь – Татьяна Анатольевна Степченко. В ноябре этого года Анатолию Николаевичу, ушедшему из жизни в 2007 году, исполнилось бы 90 лет, Его нет рядом, но память о нем жива в сердцах его коллег и учеников, к числу которых принадлежу и я.

Учитель от Бога
Все мы родом из школы, и поэтому каждый из нас, будучи честным перед самим собой, может сказать, что есть учителя, о которых помнишь всю свою дальнейшую жизнь, и есть учителя, чьи имена и фамилии забываются уже через несколько лет. Так вот, об Анатолии Николаевиче Степченко я и многие мои одноклассники помним до сих пор, хотя нам посчастливилось быть его учениками всего один год, и вел он у нас всего один предмет – физику.
Была середина восьмидесятых. Мы обучались в новом, еще сохранившем запах краски и свежевыструганных досок, здании Ключевской средней школы № 2. Перед началом первого в своей жизни урока физики мы уселись за парты и ожидали учителя, нового, незнакомого. Прошелся слух, что он из поселка Целинного. И вот отворилась дверь. В класс вошел высокий, серьезного вида мужчина, в костюме-тройке темно-коричневого цвета, с черным кожаным портфелем в руках, какие всегда носили профессора. Мы замерли. Он представился. Его ровный спокойный голос сразу же всех заворожил. Да, жаль, что он был нашим учителем всего один год. И многие темы позже нам доносили другие преподаватели, которых я также очень ценю и благодарен им за те знания, что они в меня вложили – Екатерина Степановна Григоренко и Наталья Яковлевна Дильман, но основы физики, любовь к этому сложному предмету заложил именно Анатолий Николаевич. И эти знания стали основой при изучении таких сложных университетских предметов, как механика – теоретическая и строительная, сопротивление материалов, гидравлика, гидрометрия. Он не ставил в журнал незаслуженных оценок, но при этом в нашем классе, насколько я помню, по физике не было даже троечников.
У Анатолия Николаевича была своеобразная система преподавания, отточенная за многие годы. О своем предмете, довольно непростом для усвоения, он умел говорить просто и понятно, так, чтобы это дошло до каждого. Он часто для подкрепления теоретических выкладок использовал простые бытовые примеры, незатейливые на первый взгляд, но наглядно раскрывающие всю сущность тех или иных физических явлений. К примеру, как можно быстро и доходчиво донести до детей, что такое рычаг и как он работает, и то, что чем меньше его плечо, тем большее усилие необходимо приложить, чтобы совершить работу. Оказывается, для Анатолия Николаевича это было элементарно.
– Самый простой пример рычага – это дверь, – сказал нам Анатолий Николаевич. – Вот, смотрите, мне достаточно надавить на нее одним пальцем, чтобы открыть ее, но это с тем условием, если я приложу силу возле дверной ручки.
И он тут же продемонстрировал это нам, открыв мизинчиком дверь из класса в коридор.
– Но это потому, что у нас в данном случае большое плечо, – он прочертил пальцем незримую линию от дверных петель до ручки. – Но если плечо будет очень маленьким, вам всей вашей силы не хватит, чтобы открыть дверь. Кто хочет это попробовать?
Желающими был весь класс.
– Идите пробуйте! – скомандовал Анатолий Николаевич.
Мы никогда еще так свободно на уроках себя не чувствовали, все столпились у двери, все без исключения мизинчиком открывали ее, прикладывая небольшое усилие возле ручки, и изо всех сил толкали ее, не желающую поддаваться, в районе дверных петель. Анатолий Николаевич не пожалел времени урока на такой эксперимент, но после этого никто в классе никогда не ошибался в расчетах рычага.
Физика стала для нас удивительным и понятным предметом, мы играючи познавали законы механики и термодинамики, катали по наклонным машинки и различные деревянные бруски, изучая законы трения, и еще многое другое.
Часто Анатолий Николаевич рассказывал поучительные жизненные истории.
– Был у меня хороший знакомый. Закончил школу, выучился на тракториста, стал работать. Однажды летом закипел радиатор. Остановил он трактор, решил холодной воды долить, чтобы скорее к работе приступить. Да вот только если бы он в школе физику хорошо учил, тогда бы знал, что жидкость при нагревании расширяется и превращается в пар, а значит вырастает и давление. В итоге вырвавшимся горячим паром получил ожоги рук и лица. Поэтому, учите, ребята, физику, она вам в жизни всегда пригодится, где бы вы не работали, – говорил нам Анатолий Николаевич. И эти простые истины памятны до сих пор.
Не погрешу против истины, что Анатолий Николаевич Степченко был поистине Учителем от Бога. Если бы все учителя были такими, то уровень знаний учащихся в школе был бы на порядок выше.

Фото Виктора Бакаенко

«Воспоминания
о школьном учителе»
Вот что говорит Татьяна Анатольевна Степченко о том, как создавалась книга об ее отце.
– Книга «Воспоминания о школьном учителе» создавалась несколько лет. Все эти годы она как будто жила своей жизнью, она «росла», пополняясь все новыми и новыми воспоминаниями, фотографиями и документами.
А началось все с просьбы Заслуженного учителя РФ Татьяны Валентиновны Райшиной написать воспоминания об Анатолии Николаевиче Степченко, моем отце, за что я ей несказанно благодарна. Ведь если бы не ее просьба и если бы не ее поддержка, то не было бы этой интереснейшей работы, подарившей мне встречи с удивительными, замечательными людьми, не было бы и самой книги.
Работа над книгой велась в нескольких направлениях, одним из которых был поиск документов и фотографий. Сколько доброты, участия, заинтересованности, внимания, отзывчивости и поддержки встретила я от людей, как знавших, так и совсем не знавших Анатолия Николаевича, с которыми мне посчастливилось общаться во время этого поиска! Сердечно благодарю всех, кто помогал мне в этой работе.
И, конечно же, благодарю за доверие и отзывчивость всех, кто откликнулся на мою просьбу, и, найдя время, так искренно, тепло и от всей души написал свои воспоминания об Анатолии Николаевиче Степченко, моем отце, который был и моим учителем.
В сборник включены воспоминания Геннадия Николаевича Кудинова, Тамары Дмитриевны Шмидт, Владимира Михайловича Батрака, Татьяны Валентиновны Райшиной, Александра Николаевича Богданова, Тамары Александровны Пупаевой, Бориса Павловича Гукова, Галины Петровны Ткаченко, Ирины Владимировны Карпучевой и других педагогов, чьи имена хорошо знакомы многим ключевцам, а также учеников Анатолия Николаевича – Елены Нейфельд, Дмитрия Воронина, Екатерины Мариненко (Артеменко). Честно говоря, сотни человек вполне могли написать что-то от себя, добавив больше красок в образ учителя – Анатолия Николаевича Степченко.

Если есть желание
учить других
«Школьные линейки из своего прошлого в деталях не помню, а вот что было огромное желание учиться – это помню и знаю хорошо. С детства и осталась любовь к книгам, художественной литературе, математике, физике, химии и другим наукам. Поэтому каждый учебный год встречал с огромным волнением, он давал возможность войти в мир знаний. В мир для меня загадочный, интересный
Наверное, отсюда и сформировалось желание учить других, стать учителем. И это заставило меня перевестись с третьего курса энергетического института на третий курс Кемеровского педагогического института, на физико-математический факультет.
В 1961 году я впервые переступил порог Целинной восьмилетней школы уже в качестве учителя. С той поры прошло 38 лет. И были другие школы, другие учительские коллективы. Учебные годы я встречал в Петуховской, Ключевской средних школах, а вот сейчас вновь в Целинной, свыше 20 лет из них директором школы. Должность эта хлопотная и ответственная, когда необходимо вкладывать максимум энергии, настойчивости, а иногда и изворотливости, чтобы за короткий летний период подготовить учебные кабинеты и классные комнаты, пополнить материальную базу, создать оптимально благоприятные условия для учителей и учащихся».
Эти слова из воспоминаний самого Анатолия Николаевича Степченко были сказаны им 1 сентября 1999 года на школьной линейке в Целинной средней школе. Пробегаю глазами по строчкам, и мне представляется, будто он сам произносит эти слова, как всегда держа в руках очки в темной роговой оправе. Учитель! Это дорогого стоит.

Гореть сердцем
В памяти отложилась картинка из детства. На до сих пор безымянном проспекте, часть которого относится к улице Делегатской, другая – к Советской и Центральной, находилась галерея почета. Больше десятка портретов лучших учителей района. Мы, ребятишки, проходя возле нее, всегда гордились, что здесь есть и наши учителя. Со временем, особенно после лихих девяностых, труд учителя как-то принизили, что ли, учителя стали просто работать, а не учить, затем и вовсе, как определил закон, стали оказывать образовательные услуги. Многие перестали «гореть сердцем», перестали быть Данко из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Не знаю, уместно или неуместно такое сравнение, но именно искры «пылающих» сердец учителей зажигали огоньки в сердцах их учеников, указывали дальнейший жизненный путь. И какой же была искренней радость простых школьных учителей, когда их воспитанники добивались в жизни большего, чем они. Я думаю, пришло время вновь поднимать престиж профессии учителя, и строго следить, чтобы в нее не попадали случайные люди. Ведь как говорил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский, в первую очередь именно «от учителя зависит, каким станет сердце ребенка – нежным цветком или засушенной корой. Заветная мечта каждого мыслящего педагога – чтобы сердце воспитанника было чутким к каждому его слову, чтобы детская душа откликалась, словно нежная струна, на тонкую музыку души воспитателя».
В далеком 1983 году в газете «Алтайская правда» вышла статья о нем под названием «Все цвета спектра». Она о времени, когда Анатолий Николаевич был назначен директором Ключевской средней школы, единственной на то время средней школы райцентра, и ему было присвоено звание «Заслуженный учитель». Эту статью и сегодня было бы полезно прочесть в учительских коллективах, изучить ее, сравнить прошлое с настоящим. И, положа руку на сердце, можно отметить, что в прошлом далеко не все было плохо, и со временем история все расставит на свои места. А заканчивается эта статья следующими словами: «Его ученики, пожалуй, и не подозревают еще, что их учат не только законам физики. И мальчишка с третьей парты, который сейчас весело перечисляет цвета спектра: «Красный, оранжевый, желтый, зеленый…» – меньше всего догадывается, что от этого и еще многих-многих других уроков зависит, каким увидит мир он сам, когда вырастет: в скучном черно-белом изображении или ярким, цветным, объемным – таким он предстает людям увлеченным, нашедшим себя и свое место в жизни. А Анатолий Николаевич улыбается: он-то хорошо это знает».
Да, действительно, он это прекрасно знал.
В. Бакаенко.
Фото из архива Т. Степченко.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь